Life in Vacuum.

SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П

МОЩНЫЙ ПРЯМОНАКАЛЬНЫЙ TPИОД 572. По сумме всех признаков его следует считать новой лампой. Хотя, у него довольно много сходства с 211-м (WE) и 845-м (RSA) триодами по электродной системе, а цоколь подобен классическому четырехштырьковому a la' 300В и 2АЗ (211-й и 845-й триоды также имеют 4 штыря-ножки, но панелька имеет название Jumbo, из-за больших размеров). Однако, не вздумайте устанавливать 572 взамен 300В! Накал 572-й требует 3.6-4.2А/6.3 В, то есть суммарная мощность на подогрев нити равна примерно 25 Ваттам. Нить накала имеет среднюю точку, так что отпадает необходимость питать постоянным напряжением с таким большим током потребления. Это оправдано тем, что ее анод способен рассеять 160 Вт! В спектре ИК излучения материала анода (он из особой проводящей спеченной керамики) стекло баллона имеет максимальную термопрозрачность, что позволило сделать лампу очень мощной. Это в самом деле триод нового поколения. Нить накала традиционна для 20-х и начала 30-х, из торированного вольфрама. В сравнении с оксидированным 300В, он имеет несколько меньшую эмиссию и при этом немалые преимущества с точки зрения звучания, более стабильная эмиссия и пониженное значение фликер-шума. Отчего-то производители усилителей и любители в частности, пренебрегают качественным рассмотрением материалов катода, чаще всего рассчитывая на счастливый случай найти волшебное сочетание ламп. Но то, что выходная лампа должна быть прямонакальной, уже стало "символом веры" в хорошев звучание. Прямой накал прямому накалу рознь! Неумение разобраться в этом и есть трагическая российская ортодоксальность.
    Издана целая линейка 572-х: -3, -10, -30, -160. Это индексы, указывающие на усилительные способности лампы . Начиная с 10, лампа резко "уходит вправо", оправдывая свое модуляторное предназначение. С 30 еще можно работать, но чтобы выжать сколь-нибудь значительную мощность (>10 Вт), придется работать с сеточными токами. Для этого нужен либо мощный драйвер, либо межкаскадный согласующий трансформатор. Если кто-то посчитает, что я сошел с ума, говоря о возможности появления Ic в работе звукового усилителя, так знайте, что я абсолютно здоров, у меня даже справка на этот счет припасена. Обожаемый большинством "Ongaku" работает с сеточными токами 211-го триода, а Guru японского однотактного движения Nobu Shishido к середине 80-х имел патент на применение IIT - Interstage Inverting Transformer, инвертирующего межкаскадного трансформатора, призванного работать с током сетки выходной лампы.
    По нашему разумению, 572-й триод может оказаться реальным преемником славы легендарной "трехсотки" и по цене и, в конечном счете, по качеству. Хотя вопросы любви и не любви -индивидуальное дело каждого. На Рис. приведены характеристики SV572-3, а в таблице необходимые основные параметры. На баллоне стоит знак, похожий на Sovtransavto, так вот это Svetlana Electrone Devices. Лампа выпускается в России. (Не забудьте спросить про панельку).



ВЫХОДНОЙ ЛУЧЕВОЙ ТЕТРОД SV6550C. Вряд ли мы сильно ошибемся,заявив, что 6550 был впервые выпущен в 1954 г. фирмой Tung-Sol. А вот кто вышел раньше - британский KT88(GE) или 6550,это вопрос для историков звукотехники.
    Параметры их идентичны. Различие только в форме баллонов и элементах закрепления электродной системы. Сетки оригинальных ламп были позолочены для улучшения теплоотдачи и снижения вторичной эмиссии. Обязательное условие для любых 6550-х - металлический поясок на цоколе, так как тепло, приводимое от накала к цоколю, весьма ощутимо. По внешнему виду китайские КТ88 почти не отличимы от британских M-OV. Обе они имеют сужение баллона вверху и у цоколя, но диаметр M-OV равен 53 мм, а у китайских - 52 мм.
    Наша "светлановская" имеет цилиндрический баллон, похожий по размерам на старшего брата от Tung-Sol. Поверхность стекла выше всяких похвал - ровная, без ряби и пузырьков. Распорные пружины, удерживающие электродную систему (Э.С.) внутри баллона, установлены только сверху. Конструкторы определенно поработали над жесткостью всей Э.С.: когда стучишь пальцем по баллону у самого уха, то отзвук механических резонансов более короткий, чем у первых 6550А и В, выпущенных "Светланой" со знаком "Sovtek". Как следует из рекламного заявления, у лампы увеличена эмиссия и позолоченные сетки.
Если поставить рядом 6L6 (6ПЗС), 5881/6L6WGC (6ПЗС-Е) и 6550, станет очевидно, что каждая следующая представляет собой "раздутую" версию предыдущей, соответственно и больше мощность, рассеиваемая анодом. Мы, без риска сжечь лампу, заставили ее рассеять на аноде до 36 Вт. Первые 6L6 были нормированы на 20 Вт (мощность, невиданная для 36-го года!). На рисунках приведены анодные характеристики лампы, на Рис. 3 - триодное включение, сетка 2 соединена с анодом. Для сравнения приводим характеристику оригинальной КТ88 Gold Lion фирмы M-OV (отметьте, что более высокие значения анодного тока КТ88 обязаны большему напряжению на экранной сетке. 300 V против 250 V в нашем случае). Технические данные сведены в таблицу. Из известных фирм производителей, применяющих 6550 в своих усилителях: Audio Research, Conrad Johnson, Copland, Jadis, Lumley. В журнале вы найдете схему модифицированного "Прибоя", также имеющего на выходе 6550.

6550С - Лучевой тетрод (мах. значения)
Uf If Ua Ug2 Ikam Ia Ig2 Pa Pg2 S Cg1a Ug1
6.3 V 1.6 A 600 V 400 V 175 ma 160 ma 18 ma 35 Bt 6 Bt 9.5 ma/v 1.1 pF -300 V



6С5С Это пожилая лампа. В конце 30-х Sylvania предложила новый размер напряжения накала -6,3 В и лампа вышла одной из первых в этот ряду. Фирма из Кентукки - KEN-RAD, вместе с очень редкой у нас - Cunningham, тоже производила 6С5 (первоначальное название, данное американцами), но уже после второй мировой войны. Вначале, из необходимости экранировать, лампу одевали в металл и она не отличалась от многих в "металлической серии". Когда же перешли на стеклянный баллон (начало 50-х), то лампа приобрела характерный вид, делающей ее похожей на современные сигнальные пентоды с наружным двойным (!) экраном. Что под ним? Правильный монотриод с косвенным накалом. То есть, конечно, не безупречно правильный, когда накал, сетка и анод являются концентрическими окружностями, но термин "equi-potential" (введен WE в 1929 году) реализован процентов на 80: сетка имеет форму эллипса, катод с анодом круглые. Также, как все приличные лампы, триод 6С5 имеет среднее усиление, мю=20, а это означает, что анодные характеристики его имеют глубокий раскрыв при работе с отрицательными смещениями на сетке, вплоть до -24 В. Как правило, такие лампы очень линейны. Привлекательность лампы состоит в том, что благодаря низкому Rj (8 - 10 кОм), специальному легированию сетки, аноду, навитому, как сетка, лампа практически не шумит. Жесткое экранирование делает ее пригодной для использования в первых каскадах, а способность отдавать 5-10 тА тока в нагрузку - в драйвере. Недаром в старых телевизорах она работает усилителем высокой частоты и гетеродином, а в киноустановках она стояла в начале усилительного тракта, сразу после фотоумножителя с пентодом. Анодные характеристики подобны 6С2С, кто не поленится, пусть попробует сравнить звучание обеих ламп. Неискоренимый "недостаток" лампы - всего один триод в баллоне, но как известно, что не в кайф одному, другому просто на руку. Триод не дефицитен, его просто забыли...
6C5С - Триод (типовое включение)
Ug усиление S R Ia
250 V -8 V 20 V 2.0 ma/V 10000 Om 8 ma



6C3П/6С4П. Если говорить о звуковом применении этих ламп, то следует сразу отметить - они стоят очень даже особняком от всяких там 6Н8С, 6Н9С, 6Н2П, 12АХ7 и прочих... Лампы эти высокочастотные. Причем 6СЗП рассчитана на работу с заземленным катодом и у нее выводов от катода целых четыре на цоколе. А 6С4П - в схемах с заземленной (общей) сеткой, также имеющей четыре вывода. Для ВЧ использования это принципиально, когда нужно "дотянуться" монтажным проводом или выводом элемента по минимально короткому пути. И поэтому емкости Cса, Сск, Сак у них разные. Но параметры и характеристики у обоих триодов абсолютно одинаковы, т.е. по конструкции - это лампы-близнецы. На Западе очень уважают, например, 6GK5 (семиштырьковая, применяемая Сonrad Johnson), 5842/417А и 3A167M/CV5112* - высокочастотные монотриоды, с усилением порядка 43 и убийственной крутизной - 24 mA/V. Наши имеют усиление=50 и S=20.
    Производство таких ламп более напоминает ювелирное искусство, чем утилитарное выделывание радиоэлементов. Сетка не навивается на траверзы, а имеет вид рамки, на которую привариваются волоски не толще 0,05 мм с шагом 0,1-0.15, что впрочем для ламп с высокой крутизной и усилением одновременно, является обычной практикой.
    Кроме главного недостатка - один триод в одном "флаконе", лампа требует особого внимания по следующим параметрам: а) сетка начинает "есть" ток при смещении сетки около -1,1 В; Ь) слабый микрофонный эффект, если молотить по лампе камнем. Однако, оба недостатка легко нейтрализуются при грамотной конструкции и верном расчете. Зато вещь немаловажная для звука - полная реализация принципа "equi-potential". С обеих сторон катода установлены рамочные сетки, по ширине чуть больше плоского катода, далее, с той же шириной, пластины анода. Абсолютная параллельность гарантирована двойными слюдяными держателями сверху и снизу. Чтобы возможность нарушения параллельности при сборке свести к минимуму, активная высота анода равна 5 мм. (Чем длиннее конструкция анода, тем сильнее проступят погрешности сборки, особенно при больших усилениях). Пусть после этого "сказочники" про большие аноды брезгливо поджимают губы. В окончание скажем, что лампа прекрасно "женится" с 300В в двухкаскадном усилителе Giro Marzio и Cristiano Jelasi (см. в этом номере).
    Лампы выпускаются с дополнительным обозначением ЕВ и ДР - повышенной надежности и долговечности.