ДЮЖИНА ВОПРОСОВ К А.ПУГАЧЕВСКОМУ

Он впервые появился на глаза московской публике этой весной, на выставке Российский High End'98. Его компания тогда называлась А&Т Sound (Amplification & Tube Sound). Тут вдруг, в мае, название сменилось. Ужасно это меня заинтриговало и потому приготовил я Александру аж 12 вопросов.
А. Б.


    -С чего все началось?
    -Начиналось лет 10 назад, еще в школе, когда я раз работал транзисторный усилок. Потом производил диктофоны и плееры в корпусах «Квазар». Серьезно занялся лампами в 93-м, когда купил «Прибой». Сперва угробил свой, потом переделывал чужие. Перепробовал кучу вариантов на базе его основных деталей. Потом были первые трансы собственной намотки, самостоятельные ламповые конструкции. С 1995 года мы стали заниматься производством ламповых усилителей.

-Как возникла идея производства КIТ'ов?
    -Поначалу мы продавали только готовые усилители . Потом к нам стали обращаться люди, которые просили продать трансформаторы или схему отработанного нами усилителя. Вскоре появились те, которым был нужен комплект деталей для сборки собственными руками. Им хотелось творить, а не искать комплектацию. На сегодняшний день мы делаем упор на этот вид продукции, считая перспективным именно его.

-Какие лампы ты предпочитаешь и почему?
    -Использую 6Н6П — отличный драйвер, у нее низкое внутреннее сопротивление, большая мощность на аноде. Широкий раскрыв, за счет чего хорошо переносит перегрузки. 6Н7С, у нее неплохая мощность и геометрически правильная форма электродов (unipotential), она применяется у нас как драйвер для раскачки 6С4С. 6ПЗС — прототип всем известной RCA 6L6, мы всегда помним что Отто Шад разработал ее для звукоусиления.
    По поводу 6С4С у нас в стране сложилось предубеждение — мол, двуханодная и за счет разницы половин кривая (а ее прототип 2АЗ — одноанодная, потому и хорошая). Во-первых, аноды внутри этой лампы пока никто не измерял, во-вторых, родная RCA 2A3 - двуханодная, с одним анодом ее делает только саратовский «Рефлектор» под именем 6B4G, но пусть она звучанием оправдает свою одноанодность. Если хотите, даю 50 баксов любому, кто покажет мне родную 2АЗ с одним анодом.
    Кроме того, используем 300В, производства Svetianа Electron Devices. Она гораздо дороже, чем 300В Sovtek, но овчинка стоит выделки — качество и баллона, и электродной системы у нее на порядок выше, подбирать их по парам легче, в отличие от саратовских. Что же касается ее звучани я против «совтековской», то тут комментарий один — она просто вне конкуренции!

-Твое отношение к медному шасси, спецкабелям и прочей... экзотике?
    -Можно сделать усилитель весом 200 или 300 кг, намотать трансформатор размером со шкаф (по этому поводу могу порекомендовать обратиться к специалистам привода электровозов: они в этом хорошо разбираются,да и вес железа подходящий). Можно выполнить разводку медью 99,(9) или поставить в фильтр конденсатор с суммарной емкостью в 1 фараду. Можно применить лампу, которых во всем мире 10 штук (правда, если она сгорит, их останется лишь 9, и тогда...). Однако стоимость всего этого удовольствия будет запредельной. Я считаю, что экзотике время появиться лишь тогда, когда с точки зрения формальных электрических и механических параметров в твоем усилителе все вылизано. Тогда — да, можно начинать охоту за своим собственным звуком — это для себя и за свой счет. А производить надо много и за доступные деньги. Что толку с усилителя, куда напихана масса фирменных деталей, если в результате дай Бог продавать их по штуке в год?

-Существуют ли усилители для разных музыкальных жанров?
    -Да! Музыку нельзя представить лишь набором звуковых частот. Разные жанры, стили, инструменты, тембры, разные... искажения. Для рок-музыки важна не столько предельная чистота звучания, сколько драйв и напор,а для камерной — наоборот, нужна ясность и спектральная сбалансированность. Нельзя навязывать трэшеру аппарат, который не умеет играть жестко. Он развернется и уйдет, сказав напоследок что-нибудь обидное.

-Ты мотаешь трансформаторы и на Ш-, и на ПЛ-железе. Чем обусловлен выбор?
    -Это касается больше технологий, нежели каких-то особых качественных различий. Если РР-трансформатор мотать на броневом сердечнике, то для полной симметрии необходимо использовать двухсекционный каркас либо мудрить с расположением секций, в противном случае его можно будет использовать только в классе А, потому что разброс половин в А В недопустим — возрастают фазовые искажения, увеличивается 3-я гармоника, плохо воспринимаемая на слух... Поэтому рациональнее делать РР на стержневом сердечнике. Делаем РР - трансы с воздушным зазором, что дает возможность использовать лампы с большим разбросом анодных токов, да и динамические характеристики получаются более устойчивые. SE-трансы — более сложное изделие. Здесь мало задаться только коэффициентом трансформации и индуктивностью. Необходимо промоделировать его поведение в выходном каскаде при разных уровнях подмагничивания. Для этого мы изучаем материалы магнитопроводов, трансформаторные стали. Проводится оптимизация зазоров и влияние их на состав и форму гармоник, фазовые искажения. Большую роль играет коэффициент заполнения окна, его форма, сечение. Исходя из всех этих условий, в SE-трансформаторах более оправдано использование броневых сердечников — и шихтованных, и ленточных. В расчетах мы используем методики, предложенные Dr.Partridge'eM и Цыкиным, технологии Magne Quest и United Transformer Co. Тем покупателям, на которых мы ориентируемся, требуется не некий «идеальный» звук — им нужен надежный трансформатор по приемлемой цене, нужна отработанная и выверенная модель — то есть модель серийная.

-Возвраты бывают?
    -Да, конечно — нельзя же нравиться абсолютно всем. Мы всегда пытаемся разобраться в тех претензиях, которые к нам предъявляются. Если они обоснованы и совпадают с результатами наших проверок — мы производим либо обмен товара, либо возврат денег. Такие случаи помогают выявить недочеты в изготовлении или понять, какие требования предъявляются к тому или иному продукту.
    Бывают и другие случаи — клиент покупает, допустим, пару выходных трансов. Через неделю ему приходит в голову, что это «не тот звук», и он хочет вернуть их нам, под любым предлогом. Понимаешь? К изделию не предъявляется никаких претензий, кроме одной: «Вчера мне это нравилось, а сегодня — нет. Верните мне, пожалуйста, деньги». Такие люди, noхоже, просто не понимают, что за капризы типа «хочу — не хочу» надо платить, ведь их ммм... настроение — это не аргумент, к которому следует относиться с уважением.

-Большой спор» PP-SE. Ты на чьей стороне?
    -А можно, я останусь в стороне от общего спора? Мы цинично производим и РР, и SE и предоставляем право окончательного выбора покупателям. Читая западные издания, замечаешь: никто не считает SE или РР панацеей. Никто не призывает покупать, например, только РР и тем самым решить все проблемы со звуком. Выбор между ними — дело личного вкуса, технических и финансовых возможностей покупателя. В России это вопрос прежде всего моды и аудиомифов «звучит — не звучит». Мы не раз сталкивались с покупателями, капризно желающими SE, хотя звучание РР их вполне устраивает . Этим людям все время приходится решать задачи по согласованию своего «хочу!» и количества денег в кармане. К примеру, 25 Вт однотактных стоят гораздо дороже той же двухтактной мощности. И наивное незнание этого факта не освобождает от ответственности платить за свои причуды.

-Нынче модно обходиться минималистской схемой — один, от силы два каскада перед выходной лампой, и часто это решается в лоб — SRPP, перевернутый каскад, т-повторитель, повторитель Уайта... Чему ты отдаешь предпочтение?
    -В свое время я тоже переболел сложными каскадами с навороченной многоэтажной конструкцией, поэтому могу уверенно сказать, что все это — прогрессивная ерунда. Усложнение каскада изнутри просто обязано дать свой негатив в звучании.
    Дело в том, что «поженить» между собой несколько ламп,нагородив их друг на друга с целью добиться общей линейности и «никакого» выходного сопротивления при большом усилении — это формальная сторона инженерной практики, и похоже на звуковую алхимию с элементами начальной электроники: вот попробую сложить так, а теперь иначе, в третий раз еще как-нибудь... Если в этой машинерии нет тонкого ощущения цели, то все эти электронные игры впустую. Нужно «быть внутри» схемы, гулять по ней, знать, что происходит в ней каждый момент, вот тогда удается нащупать что-то живое, отвечающее за звук. Мы хорошо знакомы с работами М. Kelly, любящего схемные навороты, с идеями D.O'Rourk'a — изящно выпрямляющего эти навороты,с кружевными излишествами из раздела автоматического управления в схемах A.Kimmel'a. Однако против них есть строго очерченные мысли и эксперименты LOIson'a и M.Kamn'a, где все тонко измеряется и слушается. Оказывается, по их мнению, обычный каскад с анодной нагрузкой имеет хвост с самым плавным снижением продуктов искажений. Из истории нам известно, что популярные схемы Уильямсона, Хафлера, Уолкера, Макинтоша были построены как раз на таких вот консервативных каскадах. Мы также пришли к простым схемным решениям, на ощупь.

-Мог бы ты создать что-либо эксклюзивное, ну в самом деле что-то убойное, хотя и дорогое? Вон наши умельцы на прошедших выставках Hi-Fi Show'S8 и РХЭ'98 представили нечто, способное конкурировать с дорогими западными моделями.
    -Вопрос на вопрос: а кого мы хотим удивить и доказать, что не дураки и разбираемся в данном предмете? И кому от этого проку выйдет? Делать один экземпляр полгода нам не по карману — жрать будет нечего. Сделать эксклюзив серийным — нонсенс. Другое дело, я допускаю возможность представить на выставке концептуальную модель, как это принято у автомобилестроителей, так сказать, для пущего престижу.
    Наш же фокус в том, что мы разработали серийный, по-настоящему доступный аппарат с достойным звуком. К этому, кстати, стремятся большинство инофирм, так как серийность дает гарантию надежности и хорошей повторяемости качественных параметров. Пусть не будет секретом для всех: когда ты получил деньги на единственный экземпляр, то в сжатые сроки пытаешься слепить его и отдать с глаз долой. Отлаживать и переделывать нет ни времени, ни денег, и зачастую аппарат уходит сырым, с «неотшлифованным» звуком, хотя внешне он более привлекателен, чем серийный. Да на эту красоту денег ушло больше половины! К звуку бронзовые таблички и художественная резьба по дереву не имеют ни малейшего отношения, это за отдельные деньги.
    Другое дело, когда задумывается серийный аппарат. Здесь каждый проводник и каждый винтик на своем месте. При наших невеликих объемах такая серийность не вредит — ведь известно, когда конвейер включен на максимальную скорость,то самое трудное — удержать стабильность комплектации и качественные показатели. Конвейера у нас нет, мы даже печатный монтаж не применяем, только навесной.

-Что нас ждет осенью?
    -Сейчас мы развиваем идею аудиопосылторга: собираемся организовать продажу по почте комплектации и КИТ'ов в любую точку России, чтобы клиентам не приходилось ехать в Питер за дефицитным выходным трансом или хорошего качества трехсотками, а почтовые расходы всегда меньше, чем цена билета. Посылать будем все — от любых памп до выходных трансформаторов на заказ.
    К осени планируем выпустить RIAA-корректор и первый в нашей стране DAC — готовые аппараты и КИТ'ы.

-Раньше фирма называлась «А&Т Sound». Почему она сменила название на «Золотую середину»?
    -Во-первых, всяческих sound'ов, audio'oв и прочих lab'oв развелось, как нерезаных собак, и публике это изрядно надоело, она их уже не различает. Во-вторых, господа, мы все-таки в России живем и родной язык здесь еще не отменен. В-третьих, новое название более точно отражает наш подход к делу.

P.S. Желаете правды из первых рук? Звоните, приезжайте. Если появилась золотая середина, то с ней, может быть, и русский хай-энд не за горами.